Правописание суффиксов полных причастий. Гласная буква в суффиксах причастий

Правописание суффиксов полных причастий. Гласная буква в суффиксах причастий: действительных и страдательных. На мой взгляд, одна из тех орфограмм, которая сложна для понимания учеников.

правописание суффиксов полных причастий

Особенно актуально усвоение данного правила стало после введения задания № 5 ОГЭ, где есть правильные и ошибочные формулировки правил русского языка .

Самое важное, на мой взгляд, это запомнить условия, от которых зависит написание той или иной гласной в суффиксах причастий.

Вот примерные формулировки задания, связанные с данной орфограммой:

1. Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.
2)ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола I спряжения держать.
3)КЛЕЮЩИЙ – в причастиях прошедшего времени правописание гласной в суффиксе зависит от начальной формы глагола, от которого оно образовано.
4)СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буквы И
5)(ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.

В заданиях ЕГЭ такое умение тоже пригодится. Более подробно в следующих публикациях.

Как объясняю это правило? В практике репетитора использую следующий алгоритм:

Шаг 1. Презентация опорного конспекта-образа «Мишень»:

А) объясняю разделение  на 4 сектора.  По вертикали — разряды:

1 и 3 секторы — действительные причастия настоящего/прошедшего времени;

2 и 4 секторы — страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

Легко воспроизвести и сами определения разрядов (по ключевым словам тут же в опорном конспекте)

правописание суффиксов причастий

Б) По горизонтали: категория времени причастий.

секторы 1 и 2 — настоящее t (!) ,

секторы 3 и 4 «Мишени» — прошедшее t (!).

Обозначая категорию времени через математический символ -t,  учу ребят основам «стенографии», азам сжатия информации).

время причастий

Почему именно так?

В отношении причастий задание №5 сформулировано так, что ученик должен удерживать несколько составляющих: разряд причастия и время. Я развожу эти категории через секторы «Мишени», тем самым способствуя их запоминанию.

Шаг 2. Правописание гласной в суффиксах причастий.

А) Фиксирую в памяти ученика ассоциацию: правописание суффиксов полных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола. В опорном конспекте-образе это представлено так:

-УЩ-/-ЮЩ- I спряжение -ОМ-/-ЕМ-
-АЩ-/-ЯЩ- II спряжение -ИМ-

ЭТО ВАЖНО! Секторы 1 и 2 —от спряжения глаголов!

Б) сектор 3: написание суффиксов полных причастий, в частности, гласной перед суффиксами -ВШ-, -Ш- зависит от инфинитива.  В опорном конспекте-образе «Мишень» это условие зашифровано в  сокращении — Н.Ф.глагола. Именно так ученики запоминают уже совершенно другое условие написания гласной в суффиксах действительных причастий прошедшего времени.

В) сектор 4: уделяю особое внимание!

Здесь есть суффиксы, вызывающие сложность в усвоении. Например, суффикс -Т- на первых порах часто не замечают, а сами причастия (разбитый, политый и т.п.) чаще воспринимают как глаголы.

А суффикс -НН- или игнорируют ( закопанный, засеянный), или выделяют по аналогии с отыменными прилагательными -АНН-/-ЯНН-. Здесь важно помнить, что суффикс -НН- выделяем у причастий, образованных от глаголов I спряжения. На первых порах постоянное обращение к опорному коспекту «Мишень» помогает зрительно запоминать именно суффиксы причастий, уменьшая риск подобной путаницы.
-ЕНН-/-ЁНН- VIP-суффиксы для причастий, образованных от глаголов II спряжения! Только так, а не иначе.

Опорный конспект «Мишень» я с юмором называю «внутренней татуировкой», которая позволяет мысленным взором быстро «сканировать на правильность» формулировки заданий ОГЭ, а также ЕГЭ!

Таким образом, возвращаясь к формулировкам задания № 5 ОГЭ, которые помещены в начале статьи, можно сразу исключать варианты:
1 — позиции ударности нет в условиях написания суффиксов полных причастий,
2 — неверно указано спряжение глагола, от которого образовано причастие,
3 -неверно указано время причастия и условие написания суффикса -ЮЩ- причастия

Верные ответы: 4,5.

Данная статья продолжает знакомство с авторским подходом к объяснению некоторых правил орфографии русского языка. Подробнее о других темах, о моих находках смотрите на сайте «Пространство ошибок».

Если интересно узнать о связи ЖЁЛУДЯ и ДОМА с правописанием гласных в корне, суффиксе и  окончании существительных, а также образованных от них прилагательных, то статья на моем сайте «О и Е в корне после шиящих. Суффиксы и окончания существительных» в этом поможет.

Если вашему ребёнку нужна помощь в освоении школьной программы, ликвидации пробелов по отдельным темам, а также сопровождение при подготовке к испытаниям ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, со мной можно связаться через форму Контакты.

Тему «Правописание суффиксов полных причастий. Гласная буква в суффиксах причастий» вам раскрыла частный преподаватель русского языка, педагог-психолог Андреева Алена Александровна.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Прокрутить наверх