Как связан жёлудь с правописанием О и Е в корне после шипящих? А суффиксы и окончания существительных как связаны с домом? Именно об этом поговорим в этой статье.
Предлагаю родителям взглянуть на это правило глазами моих учеников. А это значит найти творческий, запоминающийся вариант для сухого правила.
В школьном учебнике говорится, что в (1) корне (2) после шипящих у (3)существительных и образованных от них прилагательных (4) под ударением пишется (5) Ё, если можно проверить словом с Е (шёпот -шепчет, шёлк — шелковистый).
Живой детский ум предложил корневую морфему превратить в шляпку , а позицию ударности в «хвостик» шляпки.
Таким образом, основные позиции правила хорошо «легли» на образ жёлудя:
Слово ЖЁЛУДЬ помогает запомнить:
1.Правило касается существительных и образованных от них прилагательных (желудёвый, шелковистый и т.п.);
2.Через ассоциацию с запоминаем, что речь идёт именно о корне, а не приставке и суффиксе;
3. -легко запоминается позиция ударности, что немаловажно для этого правила
4. Буква Ж помогает запомнить, что правило именно о корне с шипящим звуком!
Конечно, не забываем о словах, которые нужно запомнить. В них пишется гласная О.
В зависимости от того, в каком классе учится ребенок, а также способностей отдельно взятого ученика, дозирую количество слов для заучивания:
гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
Е (Ё) |
О |
в корне слов под ударением |
|
Можно подобрать однокоренные слова с Е:
чЁрный — чЕрнеть шЁпот — шЕпчет |
1. Нельзя подобрать однокоренное слово с Е:
крыжОвник, шОрох, шОрты, трущОба, чащОба,шОры,чОпорный,шОркать,шОрник, |
2. При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных:
шОв-ШВа,обжОра-ЖРать, жОм-ЖМу, ЖМых |
|
3. Во многих заимствованных словах:
шОк, шОмпол, артишОк, капюшОн, Шотландия, шОссе, шОфёр, шОвинист, боржОм, джОнка, пижОн, |
Для запоминания этих слов использую материалы из сети Интернет.
Вот такие тексты создаю для закрепления слов-исключений
(По ШОССЕ мчалась машина,где сидел ШОФЁР, а с ним ШОТЛАНДЕЦ, ОБЖОРА, ЖОККЕЙ, ЖОНГЛЁР. Жора ел ШОКОЛАД, жонглёр КРЫЖОВНИК, шотландец сидел под КАПЮШОНОМ. Настроение у всех было МАЖОРНОЕ. Ехали они на веселое ШОУ. Вдруг послышался ШОРОХ. Это лопнул ШОВ на ШОРТАХ Жоры. Все были в ШОКЕ. ШОФЁР остановился.)
С ситуацией, когда желудь может помочь запомнить правило правописания О и Е в корне после шипящих, кажется, разобрались.
А как можно помочь ребенку запомнить правило написания О и Е, но уже в суффиксе и окончании?
Их легко можно представить в роли строительного материала для дома. Окончание — основная несущая конструкция, суффикс-крыша, а позиция ударности — это труба.
А вот гласную О, которая пишется под ударением в этих частях слова, запоминаем через ассоциацию с образом «Будка». Гласная, вписанная таким образом, легко запоминается детьми.
Кстати, можно подобрать и примеры, связанные с домом:
обложен кирпичОМ — окончание под ударением;
повесить на крючОК — суффикс под ударением;
НО любуюсь бежЕВого цвета крышЕЙ — в безударной позиции пишем Е!
Данная статья продолжает знакомство с авторским подходом к объяснению некоторых правил орфографии русского языка. Подробнее о других темах, о моих находках смотрите на сайте «Пространство ошибок».
Возможно, вас заинтересует связь суффиксов отыменных прилагательных и китайского символа всего сущего — Инь и Янь? Эту информацию сможете найти в моей статье «Н и НН в суффиксах прилагательных. 3 способа запомнить правило»
А если вы ищете творческого репетитора для вашего ребёнка, то в течение 15-минутной встречи, демо-версии урока, можете «рассмотреть» меня поближе.
Связаться со мной можно через форму Контакты, здесь же, на сайте. Открыта для общения и сотрудничества!
Тему «О и Е после шипящих. Суффиксы и окончания существительных» вам раскрыла частный преподаватель русского языка, педагог-психолог Андреева Алена Александровна.