О и Е в корне после шипящих. Суффиксы и окончания существительных.

Как связан жёлудь с правописанием О и Е в корне после шипящих? А суффиксы и окончания существительных как связаны с домом? Именно об этом поговорим в этой статье.

О и Е в корне после шипящих

Предлагаю родителям взглянуть на это правило глазами моих учеников. А это значит найти творческий, запоминающийся вариант для сухого правила.

В школьном учебнике говорится, что в (1) корне (2) после шипящих у (3)существительных  и образованных от них прилагательных (4) под ударением пишется (5) Ё, если можно проверить словом с Е (шёпот -шепчет, шёлк — шелковистый).

Живой детский ум предложил корневую морфему  превратить в шляпку   , а позицию ударности в «хвостик»  шляпки.

Таким образом, основные позиции правила хорошо «легли» на образ жёлудя:

жёлудь буква ё

Слово ЖЁЛУДЬ помогает запомнить:

1.Правило касается существительных и образованных от них прилагательных (желудёвый, шелковистый и т.п.);

2.Через ассоциацию с запоминаем, что речь идёт именно о корне, а не приставке и суффиксе;

3. -легко запоминается позиция ударности, что немаловажно для этого правила

4. Буква Ж помогает запомнить, что правило именно о корне с шипящим звуком!

О и Е в корне после шипящих

Конечно, не забываем о словах, которые нужно запомнить. В них пишется гласная О.

В зависимости от того, в каком классе учится ребенок, а также способностей отдельно взятого ученика, дозирую количество слов для заучивания:

гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

 Е (Ё)

О

в корне слов под ударением

Можно подобрать однокоренные слова с Е:

чЁрный — чЕрнеть

шЁпот — шЕпчет

1.    Нельзя подобрать однокоренное слово с Е:

крыжОвник, шОрох, шОрты, трущОба, чащОба,шОры,чОпорный,шОркать,шОрник,
чОкаться,чОхом,ШОлохов,ЩОрс, ПечОра, ПечОрин, ИжОра

2.    При изменении слова или в однокоренных словах есть беглость гласных:

шОв-ШВа,обжОра-ЖРать, жОм-ЖМу, ЖМых

3.    Во многих заимствованных словах:

шОк, шОмпол, артишОк, капюшОн, Шотландия, шОссе, шОфёр, шОвинист, боржОм, джОнка, пижОн,
мажОр, мажОрдом, жОнглёр, анчОус и др.

Для запоминания этих слов использую материалы из сети Интернет.

Вот такие тексты создаю для закрепления слов-исключенийо.ё слова-исключения

(По ШОССЕ мчалась машина,где сидел ШОФЁР, а с ним ШОТЛАНДЕЦ, ОБЖОРА, ЖОККЕЙ, ЖОНГЛЁР. Жора ел ШОКОЛАД, жонглёр КРЫЖОВНИК, шотландец сидел под КАПЮШОНОМ. Настроение у всех было МАЖОРНОЕ. Ехали они на веселое ШОУ. Вдруг послышался ШОРОХ. Это лопнул ШОВ на ШОРТАХ Жоры. Все были в ШОКЕ. ШОФЁР остановился.)

С ситуацией, когда желудь может помочь запомнить правило правописания О и Е в корне после шипящих, кажется, разобрались.

А как можно помочь ребенку запомнить правило написания О и Е, но уже в суффиксе и окончании?

Их легко можно представить в роли строительного материала для дома. Окончание — основная несущая конструкция, суффикс-крыша, а позиция ударности — это труба.

О и Е в корне после шипящих

А  вот гласную О, которая пишется под ударением в этих частях слова, запоминаем через ассоциацию с образом «Будка». Гласная, вписанная таким образом, легко запоминается детьми.

Кстати, можно подобрать и  примеры, связанные с домом:

обложен кирпичОМ — окончание под ударением;

повесить на крючОК — суффикс под ударением;

НО любуюсь бежЕВого цвета крышЕЙ — в безударной позиции пишем Е!

Данная статья продолжает знакомство с авторским подходом к объяснению некоторых правил орфографии русского языка. Подробнее о других темах, о моих находках смотрите на сайте «Пространство ошибок».

Возможно, вас заинтересует связь суффиксов отыменных прилагательных и китайского символа всего сущего инь янь  — Инь и Янь? Эту информацию сможете найти в моей статье «Н и НН в суффиксах прилагательных. 3 способа запомнить правило»

А если вы ищете творческого репетитора для вашего ребёнка, то в течение 15-минутной встречи, демо-версии урока, можете «рассмотреть» меня поближе.

Связаться со мной можно через форму Контакты, здесь же, на сайте. Открыта для общения и сотрудничества!

Тему «О и Е после шипящих. Суффиксы и окончания существительных» вам раскрыла частный преподаватель русского языка, педагог-психолог Андреева Алена Александровна.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Прокрутить наверх