Сколько писать Н и НН в суффиксах прилагательных? 3 способа запомнить правило правописания Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных предлагаю вниманию родителей в статье.
Почему это важно?
Эта тема в курсе школьной программы – одна из самых востребованных. Её усвоение проверяют и ВПР, и ГИА-9, и ГИА-11. Поэтому разобраться с ней ребенку все-таки придется. Вопрос только в том, насколько сложно это будет сделать, сколько нервов потратить и слез пролить.
Но ведь есть простые способы, с помощью которых на аналогиях и ассоциациях можно легко и даже весело выучить любой самый сложный материал.
Конечно, такими методиками владеют опытные учителя. Ну а если вашему ребенку не повезло с таким учителем, что делать?
Или учитель отличный, но каждому из 30 учеников в классе не может уделить внимание индивидуально, а ваш ребенок именно тот, которому нужно все объяснить именно индивидуально. И лучше – даже несколько раз, чтобы от и до разобрался.
Не переживайте! Вы сами сможете все объяснить своему ребенку.
Именно так – легко и весело помочь детям выучить уроки без вашего крика и детских слез. В веселой совместной деятельности, которая, кроме прямого результата – знаний, принесет вам и вашим детям еще и радость совместного творчества.
И первый ваш шаг – здесь, в этой статье. Читайте. И применяйте!
Как я работаю с темой написания Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных
Сразу обращаю внимание, что это правило написания Н и НН в суффиксах именно отыменных прилагательных. Напомню, что отыменными называются прилагательные, образованные от имени существительного.
В зависимости от того, в каком классе ученик, который обратился ко мне за помощью в изучении этой темы, определяю объем материала для закрепления и обобщения, количество проверочных работ.
Причем, проверочные работы могу брать, конечно, из своей «копилки учителя». А можем составлять их вместе с учеником. Или даже ученик проверочные задания составляет самостоятельно.
А если вы родитель? Как действовать вам?
Как родителю помочь собственному ребенку понять и запомнить правило
В частности, использование (создание) опорных конспектов вам в этом отлично поможет.
Предлагаю вам 3 способа запомнить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
1 способ — творческий подход при объяснении самого правила
Я адаптировала схематичный опорный конспект Ю. Меженко под свои задачи, добавила образности. И много лет уже использую в практической работе.
Лаконичность, «шифровка» в знаках текстовой информации создает ту легкость в воспроизведении правил, которая нравится и ребятам, и мне.
Несомненно, с тем объемом информации, с которым приходится сталкиваться школьникам каждый день, родителям было бы неплохо учить их различным способам запоминания. Возможно, подбирать с ребенком те способы, которые приведут к осознанному усвоению материала.
Итак, как родители могут объяснить правописание –Н– и –НН¬ в именах прилагательных по приведенной выше опорной схеме-образу?
Для начала озвучьте позиции слева.
1-я позиция правила: –НН– пишется в отыменных прилагательных, если они образуются от существительных с основой на Н + Н суффиксальное.
Примеры:
лимоННый, кармаННый
2-я позиция правила: –НН– пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН–, –ЕНН–.
Примеры:
тыквЕННый, листвЕННый, экскурсиОННый
Можно обратить внимание ребят на то, как емко записаны эти суффиксы в опорке-картинке! Работая с такой схемой, ребенок одновременно учится азам конспектирования.
3-я позиция правила. На опорной схеме это позиция-«невидимка». Вместо правила в этом месте на картинке стоит знак ?
Это место для разносклоняемых существительных. Или существительных, которые оканчиваются на -мя, как часто говорят в школе.
Прилагательные, образованные от этих существительных, всегда пишутся с суффиксом –ЕНН–.
Таких существительных, которые заканчиваются на -мя, и подчиняются этому правилу, 10:
пламя, племя, знамя, время, темя, семя, стремя, вымя, имя, бремя +1 путь.
Например,
имЕННой, пламЕННый, племЕННой
При воспроизведении же основного правила эту позицию опорки-картинки нужно будет вспомнить, назвать все 10 существительных. И не забыть, с помощью какого суффикса от них образуются прилагательные.
Почему это правило сразу не прописали в опорном конспекте?
Потому что именно за счет эффекта неопределенности именно эта позиция удерживается в памяти ребенка.
Проговорите с ребенком это правило, обсудите примеры. А далее «сильным» ребятам необходимо будет удержать эту позицию в уме, запомнить. А менее подготовленным ученикам лучше всё-таки прописать это правило в тетради.
Кстати, запомнит ребенок или запишет эту позицию правила, дайте возможность решить ему самому. Все решения, которые ребенок в принципе может принять сам, он и должен принимать сам.
2 способ запомнить, как пишутся Н и НН в суффиксах, — составление коллажа
Поищите вместе с ребенком картинки. Например, этих же разносклоняемых существительных на –мя. И создайте из этих картинок коллаж-иллюстрацию.
Дети часто затрудняются с толкованием слов «бремя», «стремя», «темя». Поэтому такие коллажи очень помогают и при объяснении значения слов.
Кстати, смысловой коллаж использован на опорной схеме в начале статьи для объяснения 4-й позиции правила правописания Н и НН в отыменных прилагательных. Это правая сторона опорки-картинки.
Его идея появилась, когда я придумывала с учениками ассоциации для суффиксов –ИН–, –ЯН–, –АН–.
В период первой волны коронавируса кто-то из учеников на моё предложение увидеть в образе суффикса китайскую шапочку решил все эти суффиксы прозвать «китайскими коронавирусными»: -ИН-, -ЯН-, -АН-.
В более позднем варианте мы увязали их в схеме с китайским символом всего сущего — — Инь и Янь.
Вот так и получился опорный конспект-образ с «китайским уклоном».
3 способ — словесные или рисуночные ассоциации-вариации
Вот где есть разгуляться воображению!
Здесь вы можете предложить ребенку составить связный рассказ, используя, например, имена прилагательные с суффиксами –Н– и –НН–.
При этом можно объединить сразу все четыре позиции опорного конспекта-картинки или работать с каждой позицией отдельно.
Например, возьмите произвольный набор слов, подчиняющихся изучаемому правилу. Как вариант, такие слова: лимонный, карманный, осенний, тыквенный, журавлиный, ледяной, ветреный и др. И предложите ребенку составить с ними связный текст.
Несомненно, на своих занятиях я с ребятами тоже создаю подобные тексты. Вот один из них.
«Это было давным-давно, в доисторическом времени, когда добыть огонь и пропитание лежало бременем на всем племени. Когда семя пшеницы было на вес золота, и вождь носил его у самого темени, случилась история.
В один из вечеров община собралась ужинать, грея руки у пламени костра. Но мирное течение жизни соплеменников нарушил приезд отважного дозорного.
Слезая с угнанной у врагов коровы, чье вымя, полное молока, обещало разнообразить скудную пищу голодных мужчин и женщин, он окончательно запутался в самодельном стремени.
Его уставшее тело рухнуло посреди пещеры, подмяв под себя трофейное знамя. Обессиленный, он только и смог вымолвить имя предателя….»
Скажете, все это бесполезная бессмылица?
А вы попробуйте для начала предложить ребенку в это поиграть! Обещаю — сюрпризы не заставят себя ждать.
А еще дети любят рисовать. И отлично запоминают то, что они сами придумали и нарисовали.
Вот такие рисунки, примеры самостоятельного творчества моих учеников, помогают ассоциативно запоминать те же разносклоняемые существительные.
Как запомнить слова-исключения написания Н и НН в суффиксах прилагательных?
Через ассоциативный образ-картинку «Окно»!
По опыту скажу, что такая опорная схема отлично работает.
И уже не одно десятилетие картинка-образ «Окно» помогает моим ученикам запоминать исключения из правила –Н – и –НН – в суффиксах отыменных прилагательных.
Заключение
Заходите на мой сайт «Пространство ошибок | Сайт педагога Алены Андреевой»!
Я постоянно добавляю сюда новые материалы. Здесь вы найдете информацию о различных приемах обучения, которые позволяют детям изучать русский язык легко и весело.
Я пишу эти статьи не для учителей. Хотя и учителям, особенно молодым и творческим, мои статьи однозначно будут полезны.
Я пишу полезные статьи для вас, осознанных родителей. Чтобы вы могли помочь вашим детям выучить уроки без вашего крика и детских слез. А в веселой совместной деятельности, которая, кроме прямого результата – знаний, принесет вам и вашим детям еще и радость совместного творчества.
Посмотрите, например, статью «Как легко выучить склонения существительных. Семья помогает в определении склонения существительных«. Авторский прием запоминания склонений существительных – мой отклик на затруднения, которые есть у правополушарных детей при изучении этой темы.
И если вам нравится материал статей на моем сайте – буду рада обратной связи. Пожалуйста, пишите свою обратную связь, свои вопросы и мнения, в комментариях. Заказывайте новые темы статей, которые вам интересны.
Здесь же, на сайте, есть страничка Контакты. На этой страничке есть несколько способов связаться со мной. Выбирайте удобный для себя, пишите! Сайт молодой, буду рада любым отзывам, замечаниям и пожеланиям.
Как вариант, можно написать мне сообщение через форму обратной связи на этой же страничке Контакты.
Связавшись со мной через сайт, вы сможете выполнить задания ВПР/ ГИА-9/ ГИА-11 и получить по ним обратную связь.
Возможно, у вас появилось желание посотрудничать со мной как с частным преподавателем для вашего ребенка.
Это возможно. Для начала запишитесь на пробный 15-минутный урок по той теме, которая вам наиболее актуальна. Для записи также напишите на любой их контактов, указанных здесь на страничке Контакты.
3 способа запомнить правило написания Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных вам раскрыла частный преподаватель русского языка, педагог-психолог Алена Александровна Андреева.
P.S.
Вам понравился материал статьи? Мои способы запомнить правило правописания Н и НН с суффиксах прилагательных показались вам интересными и полезными, и вы хотели бы использовать их для занятий со своими детьми?
Тогда скачайте текст этой статьи в виде брошюры в PDF-формате в комплекте со всеми картинками-опорными схемами, приведенными в статье. Вы сможете распечатать их и использовать для того, чтобы ваши дети легко и надолго запомнили это правило.
Благодарю! Очень хорошо все рассказано.
Рада быть полезной!